понедельник, 1 января 2018 г.

Пед.совет 29.12.2017г.


СООБЩЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ «Развитие коммуникативных компетенций на уроках общеобразовательного цикла»

Подготовила Зверкова Е.Г.

Школьники с ОВЗ имеют определенные особенности развития коммуникативной компетенции. В процессе коммуникативного взаимодействия ученики могут не учитывать мнение и позицию участников. В межличностных отношениях проявляют эгоцентризм. Обучающиеся могут испытывать сложности в обосновании и доказательстве своего мнения. Им сложно согласовывать действия по выполнению общих задач, организовывать взаимоконтроль, взаимопомощь. У учащихся с ОВЗ недостаточно сформирована речевая инициативность, умение аргументировать свою позицию, убеждать, вести дискуссию. Они  не всегда владеют набором вариантов коммуникативно-речевых стратегий общения, навыком передачи информации; демонстрируют неумение слушать, поддерживать беседу.

Поэтому основными задачами по формированию коммуникативной компетенции учащихся  на уроках математики, биологии, географии, физкультуры являются: 

- Развитие умений взаимодействия учителя и ученика, ученика и ученика, общение в малых группах.

- Формирование умений вести беседу, формулировать вопрос, выражать личную позицию, просьбу, корректно выражать несогласие, проявлять сочувствие, признательность, осваивать социально-нормативные формы выражения своих эмоций, а также  передавать или использовать полученную информацию в процессе коммуникативного взаимодействия.

Для формирования коммуникативной компетенции учителями МО используются на уроках следующие методы и приёмы:

- Решение задач, примеров с комментированием, устное решение заданий с подробным объяснением;

- Устное рецензирование ответов домашнего задания учениками;

- Использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, или совместно выполнить задание, распределив роли.

- Обогащение словарного запаса, уточнение уже имеющихся понятий, расширение речевой практики, создание условий для развития связной выразительной речи.

- На уроках физкультуры – общение в выполнении заданий парами, командами, в играх.

Особую роль для развития коммуникативной компетенции отводится внеурочной деятельности.

Именно на мероприятиях, проводимых на неделях математики, экологических неделях и на Днях здоровья у обучающихся в полной мере происходит развитие коммуникативных компетенций. Умение общаться друг с другом, со взрослыми, с учителями развивается и в проектной деятельности (проводимые опросы, поиск информации, оформление проектов, экскурсии), в конкурсах стихов, в постановке театрализованных сценок, в конкурсном участии  группами и всем классом).

Использование различных приемов коррекционного воздействия позволяет обогатить подростков знаниями и развить умения, необходимые для успешной речевой и социальной адаптации в современном мире.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий